Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
13:59 

Бессмертный полк

Kitchen Witch
I. This is Not a Game. II. Here and Now, You are Alive.
Киже спросила меня, не считаю ли я "Бессмертный полк" акцией "осознанной исторической памяти и скорби". Практически одновременно от меня отписалась очень давняя дайри-знакомая, которая "сломалась" как раз на том же вчерашнем посте (её выражение). Хочу объяснить, что я имела в виду и почему то, что могло прозвучать неуважительно, на самом деле про другое. Не думаю, что для тех, кто отписался или вот-вот это сделает, мои объяснения могут что-то изменить, но надеюсь, меня поймут те, кто хочет понять.
Мои вчерашние слова были основаны, признаюсь, на несколько поверхностном впечатлении, но, как ни странно, сегодня, основательно изучив вопрос, я вижу, что оно было абсолютно верным. Для меня эта идея могла быть наполнена смыслом и чувством, когда она только начиналась как спонтанная народная акция. Когда кому-то где-то однажды захотелось в память о членах своей семьи выйти с их портретами в День Победы. И когда у этой акции ещё не было её сегодняшнего названия. Всё, что произошло дальше - это часть культа войны, который не имеет никакого отношения к пониманию трагедии, каковой она на самом деле является.
Почему я так думаю? Я внимательно прочитала официальный сайт движения "Бессмертный полк" и репортажи об этих акциях в разных городах России, я даже специально посмотрела видео. И я практически нигде не увидела двух важных элементов, которые свидетельствуют об осознании сути войны как, мягко говоря, нежелательного исторического явления и особенно этой войны, чудовищной абсолютно со всех сторон: вообще скорби как таковой и безоговорочного включения всех жертв и участников в общий круг памяти и скорби.
Со скорбью всё совсем просто: на большинстве фото и видео идёт вполне себе радостный народ, с транспарантами и шариками, как на первомайской демонстрации, частично ряженые в пилотках и почему-то папахах, тут же дети в военной форме (для меня вообще аморальный запредел), тут же маршируют девушки в мимо-юбках и гусарской форме (не помню, в каком городе такое видела). Ведущий федерального канала прямо-таки захлёбывается от счастья, интервьюируя ветерана на фоне вчерашнего московского "Полка": "Вы слышите?! Вы слышите, как ликуют участники марша?!" Да, слышим - всё прекрасно слышно, ликуют вовсю. И Путин улыбается благосклонно.
Что такое скорбь, в моём представлении? Это когда каждый год 11 ноября в 11 часов утра вся страна останавливается в минуте молчания. Мы прерываем уроки, дети опускают головы. Я не знаю, о чём они думают - может быть, о новой модели айфона, но им дан этот шанс вспомнить историю, им напоминают совершенно недвусмысленно и о самом факте, и о его трагизме. Это тоже годовщина победы - дата и время окончания Первой мировой, в которой погибло намного больше британцев, чем во Второй. Но это не День победы Соединённого королевства во Первой мировой войне (хотя страна-победитель, как ни крути) - это День памяти, и вообще ноябрь - месяц памяти обо всех погибших во всех войнах, включая уже и Вторую мировую, и Ирак, и Афганистан. Я понимаю, что скорбь у всех разная, и не хочу сказать, что знаю, как скорбеть правильно, но чтобы включить в её определение шарики, детские пилотки и "вы слышите, как ликуют", нужно очень существенно расширить словарное значение.
Ах да, практически повсеместно идут с флагами России. Это-то вообще с какого боку? Воевали совсем под другим флагом, и воевали члены стран, которые сейчас под ещё более другими флагами живут. Какое отношение имеет флаг современной России, возникший в начале 1990-х, к исторической памяти о потерях 15 республик СССР в 1940-х? Риторический вопрос, я знаю.
И теперь о включении. Теоретически этой акцией можно почтить память почти любого члена семьи, имевшего какое-то отношение к войне: в уставе упомянуты солдаты, партизаны, узники концлагерей, труженики тыла, блокадники и дети войны. Ключевые слова тут - "теоретически" и "почти". Ну во-первых, это всё-таки "полк", то есть, используется армейская номенклатура. И в этом контексте меня уже начинает коробить от мысленных образов: крохотные трупики на саночках в блокадном Ленинграде. Они - полк? Самые невинные жертвы, сожранные Молохом - мы их тоже запишем в солдаты и скажем, что они своей смертью приближали Победу? И выходит ли хоть кто-нибудь с их именами?
Во-вторых, на сайте есть поиск "Найти солдата" и функция "Запиши деда в полк" - то есть, продолжаем опять-таки про армию, и преимущественно про мужчин (добавить лишнее слово "бабушка" в заголовок вообще не пришло в голову учредителям организации). Хорошо, теперь думаем дальше: концлагеря упомянуты, а советские лагеря? А расстрелянные своими же в рамках не стихающих репрессий? А депортированные чеченцы и крымские татары (и другие народности)? Смотрим ещё внимательнее: речь-то только о Великой Отечественной. А тех, кто бессмысленно погиб в войне с Финляндией, выкидываем на свалку истории? А тех, кто вместе с немцами штурмовал Брестскую крепость в 39-м - не верю, что там никто не погиб? То есть, выходит, не хватает осознанности просто чтить всех жертв огромной войны, огромной ошибки цивилизации 20 века - нужен элемент гордости, нужен марш победителей.
Ну и самое название "бессмертный", помимо всяких интересных антропологических отсылок, создаёт совершенно не тот образ: дело-то как раз в том, что очень даже смертный. Весь ужас в том, что смертный. Абсолютное большинство изображённых на фото погибли во время войны или из-за неё не дожили до отпущенных природой лет. Были живые люди - стали мёртвые, в ужасающих, недопустимых обстоятельствах. Вот что такое война. И этот смысл тоже снимает полумистическое название.
И совсем уже мелочь на фоне всего остального. Идея Могилы Неизвестного солдата - тоже британская, тоже изначально связанная с Первой мировой. Это память о тех, кого никто не помнит, потому что не осталось даже имени - то есть, абсолютное включение. И это, казалось бы, самый уместный фокус памятных мероприятий для страны, где до сих пор леса усеяны неопознанными, не найденными даже костями. Что с теми, кого не нашли, от кого не осталось не только фотографии, но даже и имени, у кого вся семья либо сгинула в войне, либо просто никого не осталось сейчас? А с теми, у чьих родных нет сил или денег на марш (в Томске вот предлагают за 500 рублей сделать красивый портрет на палочке)? А с пережившими войну и дожившими до наших дней, но забытыми в нищете или болезни? Нет таких, скажете, не осталось в гордой России заброшенных страной ветеранов, блокадников, тружеников тыла?
Я знаю, что по-прежнему возлагают венки к Могиле Неизвестного солдата. Но моё впечатление - что парад и "Бессмертный полк" постепенно вытесняют её по значимости.
Вот как-то так. Это то, что вижу я.

@темы: проникновенные монологи о разном, политика

URL
Комментарии
2016-05-11 в 16:11 

Kitchen Witch
I. This is Not a Game. II. Here and Now, You are Alive.
KattyJamison, мы всё равно никогда до конца не докажем, что мы не верблюды - аргумент про забугорность всегда будет возникать. Я уже смирилась (почти).
Киже, ну где я сказала, что если идёшь с фотографией - то не понимаешь? Про форму говорила, про российский флаг и шарики. Если с чужим дедом по звонку ещё. И здорово, что у вас всё от души и осознанно - опять же, я вынужденно обобщаю, но как минимум Москва и Питер - это странно, и некоторые другие места тоже, и не на фото, а на видео, часто снятое участниками же, то есть, не для федерального канала, никаких фриков, просто все подряд. Но разве не у вас в прошлом году был детский парад? И как думаешь, не те же люди в этом году пошли на Полк? Это вопросы, если что.
Я не знаю, сколько времени нужно на традицию. Ну вот чуть меньше ста лет у нас. Но она, на мой взгляд, прижилась именно тем, что абсолютно аполитична, вне государства (хотя государственные деятели её соблюдают) и включает абсолютно всех.

URL
2016-05-11 в 16:15 

Kitchen Witch
I. This is Not a Game. II. Here and Now, You are Alive.
Киже, а, Поклонская - прокурор Крыма.

URL
2016-05-11 в 19:31 

Киже
2-12-85-06
Kitchen Witch, в прошлом году был. В этом — нет. Как только об этом зашла речь в детском саду, я, например, сразу сказала, что Федю участвовать не будет. И знаю, что в группе отказалась не я одна. Совсем не тешу себя мыслью, что парад не состоялся, потому что недостаточно детей набрали. Но в прошлом году в группе сына одного из наших воспитателей не отказался никто.
В полк идут разные люди. И этим он ценен. Можно выискивать то, что не нравится/отвратительно/за гранью и пр. В общем, особо и стараться не нужно, чтобы это увидеть. Можно вглядываться и находить те крупицы, из которых может вырасти что-то здравое и адекватное. И это тоже есть, хотя и гораздо менее заметно. Вопрос, что хотеть увидеть.

2016-05-11 в 20:30 

Kitchen Witch
I. This is Not a Game. II. Here and Now, You are Alive.
Киже, ну и прекрасно, что не было в этом году, но я тоже лумаю, что вряд ли потому, что не набрали участников. И я, пойми, вижу со стороны всё кучей, за последние годы, и всё оно для меня складывается в определённую картину. На предположение, что я намеренно выбираю негатив, от человека, который меня худо-бедно знает, я бы даже обиделась, но нет настроения ) Ну неужели ты думаешь, что мне приятнее сознавать своё родство с кошмаром? (Прежде, чем на меня успеют обидеться вообще все - на международной арене это выглядит именно так!) Неужели ты думаешь, что я рада, что не оправдались мои надежды 90-х? Неужели мне лучше, что я не могу поехать в Россию со своими учениками, что мои украинские друзья не хотят ехать в мой родной город, что мой муж не хочет везти наших детей отдыхать в Россию? (Опять же, отмечу, что у мужа своя голова на плечах, новости он слышит не от меня и выводы делает сам - и мы с ним далеко не всегда согласны.) Я уехала из России не по политическим мотивам, не за лучшей жизнью, а просто так сложилось. И жизнь у меня тут сложилась, я хорошо себя чувствую, мне не нужно оправдывать свой отъезд, это не "зелен виноград". С чего бы мне специально искать негатив и фокусироваться на нём? Я рада крупицам. Но в общем зачёте они для меня не перевешивают в данный момент - хотя я бы очень этого хотела.

URL
2016-05-12 в 05:26 

KattyJamison
KattyJamison
Kitchen Witch, я, если честно, и не собираюсь доказывать, но хотелось бы, чтобы человек определился. Либо мы слишком далеко живём и вообще не имеем право на собственное мнение о родине, (тогда зачем вообще с нами спорить?) либо всё-таки "за тысячи миль" (кстати, от Питера до Лондона даже меньше 1500) - лишнее высказывание.

2016-05-12 в 10:48 

Kitchen Witch
I. This is Not a Game. II. Here and Now, You are Alive.
URL
2016-05-12 в 13:25 

Veda_Klarity
Kitchen Witch, согласна с тобой... Свои мысли по этому поводу может тоже напишу - как это видится в наших краях

2016-05-12 в 14:51 

Киже
2-12-85-06
Kitchen Witch, просто мне иногда кажется, что то, что в твою картину не вписывается, ты не замечаешь. Или не хочешь замечать. (Ключевые слова: мне кажется. Если что.)
А в остальном, конечно же, я не думаю, что ты рада и пр. И уж тем более не связываю ничего из того, что ты пишешь о России, с твоим отъездом и с тем, что ты живёшь в другой стране.

2016-05-12 в 21:59 

Kitchen Witch
I. This is Not a Game. II. Here and Now, You are Alive.
Veda_Klarity, напиши, интересно.
Киже, ну, понимаешь, если есть много больших кусков, которые складываются в одну картину, и несколько маленьких, которые из другой, то общая-то будет из больших всё равно. И не обо всём я пишу, что вижу и знаю, и вообще редко пишу, поэтому выходит о том, что задевает сильнее всего.
Хорошо, что не связываешь )

URL
2016-05-13 в 02:05 

Firesong
bet on both sides | do what you must
Да живущие в России прямо отличаются редкостной дальнозоркостью - из происходящего под носом видят только то, что их устраивает, зато оценить чужие знания о России "за тысячи миль" - как нефиг делать.
Забыли про "повторим"? Так я вам напомню. Как человек из России. Видевший вот это в прошлом году собственными глазами:

У нас висело, ага. А ещё были статьи в газетах с тем же содержанием и прочие аналогичные явления.
Бар "На Берлин" у нас открылся тогда же. Не иначе, чтобы "показать дегенератам".
Украина, кстати, наверное, вздумала представить себя властелином вселенной, а то, что моя страна там творит - гимн человечности над бесчеловечностью? А нет... подождите...

Пожалуй больше мракобесия как такового мне отвратительны люди, доказывающие, что никакого мракобесия нет.
Я с ними рядом живу. Мне - можно.

2016-05-13 в 11:18 

Kitchen Witch
I. This is Not a Game. II. Here and Now, You are Alive.
Firesong, спасибо за поддержку )
А фото - просто вынос мозга... Можно спросить, это где географически?

URL
2016-05-13 в 13:30 

La Franc
Идиотизм вечен.
Я с тобой согласна. Но я вот хочу сказать, что мнение как таковое у меня сформировалось только тогда, когда муж мне открыл глаза. Он категоричесви против всех военной идеологии и культ войны у него вызывает почти физическое отвращение. И я только тогда поняла, когда он говорил об этом, что I was blind, but now I see. Но я частенько, если так подумать, среди сверстников вижу, что они вообще не представляют, что такое война, даже в теории, и им она кажется почти притягательной.

2016-05-13 в 15:17 

Kitchen Witch
I. This is Not a Game. II. Here and Now, You are Alive.
La Franc, тут ещё такая штука, что в советской/постсоветской культуре мифология войны очень сильно присутствует в подсознании - немного другая, чем то, что пытаются взрастить сейчас, но всё равно мифология. И от неё сложно избавиться, находясь в одном с ней культурном пространстве.

URL
2016-05-13 в 16:03 

Таэлле
sugar and spice and everything nice
Kitchen Witch, я вот много перевожу с русского на англ. по работе - и иногда в процессе перевода очень задумываешься над словосочетаниями, которые на родном языке звучат привычными и устоявшимися. Сегодня вот как раз зависла над словом "военно-патриотический"...

2016-05-13 в 16:26 

Kitchen Witch
I. This is Not a Game. II. Here and Now, You are Alive.
Таэлле, о, кстати, да! Надо будет вставить в свой учебный материал о всяких непереводимостях )

URL
2016-05-20 в 21:41 

Morning Lea
нельзя прийти, если не будешь идти (с)
Поддерживаю всё от начала до конца.

Что такое скорбь, в моём представлении? Это когда каждый год 11 ноября в 11 часов утра вся страна останавливается в минуте молчания. Мы прерываем уроки, дети опускают головы. Я не знаю, о чём они думают - может быть, о новой модели айфона, но им дан этот шанс вспомнить историю, им напоминают совершенно недвусмысленно и о самом факте, и о его трагизме.
А у нас сирена, угу.

Меня только что обвинили в ненависти к России из-за негатива о параде, представляешь?
Это уже не первый раз - многие не отличают негатива к показухе и демонстрации военной силы от негатива к памяти о трагедии. Я уже устала объяснять, что это разные вещи.(( Тем, кто считается более-менее близким, ещё можно (хотя тут и надобность редко возникает), а кому-то ещё объяснять - уже ресурса нет.((
Так что здорово, что кто-то пишет так подробно, как ты в этом посте.

2016-05-20 в 23:14 

Kitchen Witch
I. This is Not a Game. II. Here and Now, You are Alive.
Morning Lea, прекрасно представляю! Вот просто запросто!
В том-то и дело, что из памяти о трагедии узодит собственно трагедия прежде, чем её успели полноценно осознать. Остаются одни марширующие полки, хоть мёртвых, хоть живых.
А я пишу уже из последних сил, сама не знаю, почему. В смысле, не знаю, почему пишу. Всё равно те, кто меня понимает, понимает и так, а остальные только обижаются. С другой стороны, мой дайрь, что волнует - то и пишу, наверное.

URL
2016-05-20 в 23:19 

Morning Lea
нельзя прийти, если не будешь идти (с)
Kitchen Witch,
мой дайрь, что волнует - то и пишу, наверное
Иногда просто легче, когда проговариваешь - у меня дайр, собственно, в основном для свалки описания собственных психологических заморочек, как раз с такой целью. Когда оно волнует и хочет выговориться наружу. А если кому-то при этом будет интересно или полезно - это бонус, но необязательный.

2016-05-20 в 23:25 

Kitchen Witch
I. This is Not a Game. II. Here and Now, You are Alive.
Morning Lea, ну в общем да. Просто иногда заранее понятно, что будет больше реакции, чем хотелось бы на свои заморочки)

URL
2016-05-20 в 23:26 

Morning Lea
нельзя прийти, если не будешь идти (с)
Kitchen Witch,
Просто иногда заранее понятно, что будет больше реакции, чем хотелось бы на свои заморочки)
Угу, есть такое.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

The Accidental Cookbook

главная