19:37 

Кофе и камни-2: Мцхета

Kitchen Witch
I. This is Not a Game. II. Here and Now, You are Alive.
Ну что, продолжаем с конца в произвольном порядке?
В Мцхету мы приехали не в самом бодром состоянии и расположении духа, проспав примерно четыре часа в нормальных кроватях, а до того чёрти как урывками и вповалку в поезде (лучше всего было детям - мелочь спала поперёк целого сиденья, а Артур распространился поверх меня и Птица синица). Однако лично с меня неудовлетворённость окружающим миром слетела моментально, как только я увидела в перспективе дороги церковь Джвари (Креста Господня) на какой-то недостижимой высоте на фоне тёмно-синих гор. Высота оказалась вполне достижимой, но с неё прямо-таки сдувало ветром (потом на этом же ветру мы взлетали из тбилисского аэропорта так, как будто разгонялись по ухабистой деревенской дороге) - к счастью, отдувало от края обрыва, с которого открывался фантастический вид на слияние рек Арагви и Мктвари, черепичные крыши самой Мцхеты внизу и обманчиво скромный купол собора Светицховели, так что можно было любоваться, не боясь улететь. Да, если бы я написала "слияние Арагви и Куры", вы могли бы заподозрить литературную цитату и были бы правы: считается, что именно монастырь Джвари вдохновил Лермонтова, а Кура - русское (тюркское?) название Мктвари.
Артур был в восторге от ветра и всяких ступенек и выступов, по которым можно (?) лазать, Уилфред традиционно порывался задуть все свечи внутри церкви, как на праздничном торте, а я с не меньшим восторгом рассматривала совсем новый для меня тип архитектуры. Церкви Мцхеты, древней столицы Картли, то есть, Грузии, тесно связанные с основополагающими, легендарными фигурами грузинского христианства, фактически послужили моделью для большинства памятников грузинской религиозной архитектуры. Они похожи на головоломки, в которых нужно собрать фигуру из многоугольных геометрических форм, вставляющихся друг в друга в единственной строгой последовательности. В этом, безусловно, есть Византия, но по ощущениям (я знаю, исторически неточным) - совсем чуть-чуть, и больше внутри, чем снаружи.
Внутри в Джвари (6 век!) не сохранилось фресок, только возвышенная темнота, прорезанная солнечной балкой в барабане купола, и огромный многоугольный пьедестал креста Святой Нины. Мы ещё раз обошли маленькую церковь со всех сторон, восхитились рельефными ангелами над входом и поехали вниз и на другую сторону Арагви, в сам город, и практически с любой точки дороги нам открывался новый ракурс Джвари, заманчиво парящей над всем вокруг, как драгоценная шкатулка, которую поставили на самую верхнюю полку.
Мцхета, древняя столица, сейчас не более чем посёлок, нацеленный в первую очередь на обслуживание туристов. В центре, вокруг собора Светицховели (Животворящего столпа, 11 век), старинные дома на маленьких улочках отреставрированы так, что сами похожи на сувенир из своих же лавочек и не вызывают никаких чувств. (С сувенирами, кстати, в Грузии настоящая беда: в большинстве своём они страшнее атомной войны, в меньшинстве - балансируют на грани забавного кича, так что затариваться лучше всего продуктами, благо они как раз представлены в прекрасном количестве и качестве.) Зато попав за крепостные стены, окружающие собор, моментально оказываешься втянутым в очередную головоломку, только ещё более масштабную, сложную и завораживающую. Я не могла бы объяснить, как устроено это здание - оно, опять-таки, как будто состоит из нескольких, вставленных друг в друга. Это впечатление усиливается тем, что оно построено из разных сортов камня - зеленоватый сверху, бежевый снизу, красноватые рельефы.
Рельефы прекрасны отдельно, и отдельной жизнью и живут - композиционно они совсем не всегда связаны с тем пространством, в которое помещены (так мои дети лепят подаренные им наклейки - лишь бы куда-нибудь пристроить). Там есть причудливые деревья, быки, павлины и котики, и загадочная рука с невнятным инструментом, не то масонский символ, не то напоминание о легенде про отрубленную руку строителя собора. Можно обходить собор раз за разом, и всё время будут открываться какие-то углы и выступы, и детали, не замеченные раньше. А можно зайти внутрь и пропасть, потому что там тоже за каждым поворотом чудеса - то миниатюрная церковь в церкви, модель храма Гроба Господня, то сплошь покрытое фресками, похожее на колодец сооружение над собственно "животворящим столпом" (мироточащим пнём от срубленного кедра из такой запутанной апокрифической легенды, что я даже не буду пытаться её изложить), то грузинские цари прямо под ногами, то полустёртый Страшный суд во всю стену, где интереснее всего, конечно же, апокалиптические чудовища. Мне так и не удалось поймать и как следует облечь в слова своё ощущение того, чем отличаются грузинские церкви от византийских, русских или украинских - помимо религиозных и архитектурных подробностей, которые можно изложить техническими терминами, в них какая-то особая пропорция сумрака и света, и особенные глаза на фресках, неуловимо родственные Врубелю. Смотрела бы и смотрела, если бы не бунтующие дети и билет на самолёт.

@темы: путешествия, мелкота, деть-2, деть, Грузия

URL
Комментарии
2016-09-06 в 21:40 

Птица синица
Красота никогда не давалась легко (с)
мне показалось, в иконописи и росписях, помимо глаз, ещё в пропорциях тела есть отличие: чаще всего голова относительно тела была заметно крупнее, чем обычно.

2016-09-06 в 21:44 

Kitchen Witch
I. This is Not a Game. II. Here and Now, You are Alive.
Птица синица, может быть - я бы такое не заметила, наверное )

URL
2016-09-06 в 21:48 

Benvolio
Упырь Лихой и его волшебный фонарь химер
Kitchen Witch, А фото будут? Вот этого всего вышеописанного прекрасного?)

2016-09-06 в 22:06 

pearl_inci
ах

2016-09-06 в 22:42 

Kitchen Witch
I. This is Not a Game. II. Here and Now, You are Alive.
Benvolio, будут - полный набор будет в фб вотпрямщас, а потом оттуда сюда несколько притащу )) Это мой вынужденный метод теперь - остальное очень напряжно ))
pearl_inci, да, оно ах )

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

The Accidental Cookbook

главная