1. Расскажи про эволюцию любимых книг. Что ты любила в 3 года, 5, 7, и дальше по возрастающей. И почему.
2. Был у тебя когда-нибудь период в жизни, когда ты хотела уехать "в глушь", вести там хозяйство и никогда не приближаться к городу? И если был, это было хорошее или плохое время?


Заранее прошу прощения за утомительный пост, но иначе ответить на первый вопрос невозможно. Я сначала всё перечислю, в очень приблизительно хронологическом порядке, а потом попробую рассказать, почему, потому что всё, как выяснилось, укладывается в несколько схем.
Читать я начала в 4 года, и первые книги, которые я отчётливо помню, которые перечитывала много раз, это "Винни-Пух" в чудесном переводе Заходера и "Волшебник Изумрудного города" (потом ко второму прибавились и продолжения, "Урфин Джюс" и "Семь подземных королей"). Дальше, вперемешку: "Золотой ключик", "Питер Пэн" (одно из самых сильных впечатлений всей моей жизни), "Сказки Перро" с чудесными иллюстрациями - "Золушка", "Спящая красавица", "Кот в сапогах" (любила, мне кажется, не столько сюжеты, сколько картинки), сказки Андерсена, "Пеппи Длинныйчулок" (одна из немногих детских книжек с активной героиней-девочкой), "Мэри Поппинс", "Шляпа волшебника" (все остальные истории Янссен про муми-троллей прочитала намного позже, уже в подростковом возрасте, но не с меньшим восторгом), "Людвиг 14" (сказка какого-то скандинавского автора про дружбу лисёнка Людвига и цыплёнка по имени Тутта Ларссен), "Королевская аналостанка" Сетона-Томпсона (с этой - тоже активной женской - героиней у меня на целое лето произошла самоидентификация, задолго до Скарлетт О'Хара, и я с подругой лазала по каким-то деревьям и канавам и играла в бродячих кошек), "Том Сойер" (было очень жаль Индейца Джо, а для Бекки я в своих "фанфиках" придумывала намного более активную роль), "Вечера на хуторе близ Диканьки", мифы Древней Греции, скандинавские сказания, сборник британских сказок "Источник на краю света", Джеральд Даррелл (всё подряд, но особенно "Моя семья и другие звери"), "Повелитель блох" Гофмана, сказки Дональда Биссета (по времени Гофман и Биссет примерно совпадали, по-моему), "Трое в лодке не считая собаки", "12 стульев", "Повесть о рыжей девочке" Л. Будогоской и не помню чья повесть про беспризорников во время Гражданской войны "Армия Трясогузки". (Про Гражданскую и Великую Отечественную, само собой, читала намного больше, рыдала надо всем, но ничего конкретного больше не отложилось.)
Дальше лет с 12 начинается совсем ударная смесь лихой романтики всех времён и народов: "15-летний капитан", "20 тысяч лье под водой", "Графиня де Монсоро", "Три мушкетёра" (но как-то очень избирательно и, по-моему, я любила книжку за фильм, с которым выросла, а не наоборот), "Мастер и Маргарита" (в журнальном, немного урезанном варианте), "Овод" (несколько позже огромное впечатление произвела "Прерванная дружба" - отдельная книга про Овода в изгнании), "Джейн Эйр" (после британского сериала с Тимоти Далтоном), Александр Беляев, полоса увлечения научной фантастикой, когда я прочитала всё, до чего могла дотянуться в этом жанре, но больше всего запала на Стругацких и Брэдбери, "Над пропастью во ржи" (после "Питера Пэна", наверное, вторая книжка, в какой-то мере определившая сознание), "Три товарища" (уже в универе добавится вообще весь остальной Ремарк), "Сага о Форсайтах" и "Конец главы" (который люблю до сих пор), "Вам и не снилось" Щербаковой, "Властелин колец", где-то во всё это между делом вписался Шекспир, "Идиот", "Герой нашего времени", весь Александр Грин, "Унесённые ветром", "Волшебник Земноморья", весь Эдгар По, "История любви" Эрика Сигала и сборник всех текстов Бориса Гребенщикова. Это мне уже лет 15-16, и у меня вдруг поехала крыша на Серебряном веке и Революции - Ахматова - Гумилёв - Пастернак - Цветаева (у неё ещё и пьесы), Бунин "Тёмные аллеи", "Белая гвардия", "Бег". И "Лолита" и "Приглашение на казнь".
А дальше всё совсем прекрасно, потому что на филфаке нам к разным экзаменам задают прочитать вообще всю мировую классику, от античной литературы до 20 века, и я честно всё читаю, плюс, само собой, Ремарка, Франсуазу Саган, японскую поэзию, "Имя розы" и много ещё чего. Из разных курсов разных литератур мне понравился Софокл, "Мадам Бовари", "Дамское счастье" Золя, "Мелкий бес" Сологуба, Айрис Мердок - раз и навсегда, ирландский эпос, пьесы Ибсена. И примерно в то же время - "Ночь нежна" Фитцджеральда, "По ком звонит колоколол", Густав Майринк (от "Ангела Западного окна крыша уехала надолго), "Записки у изголовья", рассказы Акутагавы, "Песнь о Гайавате", весь Моэм (нет, вру, Моэм начался ещё в школе), Фаулз ("Башня из чёрного дерева" и "Волхв"), "Ребекка", Борхес, Теннесси Уильямс, Пелевин, Трумен Капоте (рассказы и "Завтрак у Тиффани"), "Сто лет одиночества". В Америке открыла для себя Джейн Остен и нежно полюбила "Беовульфа".
Из русской классики любила и люблю "Повести Белкина" и "Онегина", сейчас всё больше и больше люблю Чехова. Последние "любови" - "Александрийский квартет" Лоренса Даррелла, М. и С. Дяченко, Фрай, Роулинг, Павел Крусанов, Иэн Макьюэн ("Искупление" просто потрясло), Джоан Харрис и Элис Хоффман (обе не гениальны и не крышесносны, но очень мне близки), Нил Гейман, всё больше и больше - Диккенс.
И если посмотреть на всё это безобразие как следует, то получится, что мне больше всего нравятся: 1) сказки в чистом виде; 2) магический реализм во всех его проявлениях, то есть, желание в обыкновенном видеть волшебное; 3) истории про сильных девочек-девушек-женщин; 4) истории про любовь со смертельным исходом; 5) игры с языком.

Второй вопрос - в Питере это было совсем неактуально, потому что российская глушь - это совсем другой коленкор. А здесь я вполне была бы согласна переехать в крохотную деревушку в зелёных холмах Уэльса, варить там варенье и писать сказки.